"Девять жизней вещей" и "зелёные" технологии правят новым офисным миром.
Последние три года – настолько, что из «вторсырья» создаются целые рабочие пространства, а из бутылок, бочек и паллет делаются отделочные материалы, предметы мебели и декора. Артём Пантелеев, коммерческий директор группы компаний «Гинт-М» об офисе из переработанного сырья.
Да здравствует second hand
Мало кто знает, что фальшпол – это полностью «вторичная тема», переработанное сырьё. Всем известное спортивное покрытие – как уличное, так и интерьерное - производится из переработанных шин. Активно используется в помещениях и такое вторсырье, как опилки – лучше них в отношении звукоизоляции пока не придумали ничего. Из них можно «вылепить» конструкцию любой формы, причём стоить это будет десять рублей, а выглядеть - на все сто. То же самое – с пластиком, которого человечество по-прежнему производит и потребляет столько, что из отходов (скажем, в виде пластиковых бутылок) можно построить целые города и страны. Начать, впрочем, решили с потолков, дверей, стеновых панелей и некоторых предметов мебели. Пластик используется для создания стульев, столов, интерьерных стеллажей и т.д.
Одним из наиболее удобных «вторичных» решений остаются и деревянные поддоны – те самые, на которых возят груз на складах. Во многих офисах нас просят сделать из них самые разные предметы – от интерьерных скамеек до полок-держателей.
Новое поколение – новые материалы
Наибольшей популярностью решения из вторсырья все еще пользуются в лофтах, коворкингах и офисах класса С. С последними вообще отдельная история – когда компании активно оптимизировали арендные расходы и переезжали из более дорогих офисов в объекты подешевле, сегмент С-класса вошел в стадию активных реконцепций и «мягкой косметики»: тогда-то там стали появляться решения из вторсырья – стойки ресепшн из деревянных паллет, акустические стены из опилок, раскрашенные причудливыми узорами, деревянные бочки, которые раньше были атрибутами более «продвинутых» офисов. Подобная тенденция была связана, с желанием собственников, с одной стороны, сделать свои объекты более стильными, актуальными, с другой, оптимизировать расходы на отделку: при грамотном подходе и правильной дизайн-концепции стоимость оснащения такого офиса в разы ниже стандартных корпоративных решений.
Да, «классические» бизнесы (банки, аудиторы, адвокатские бюро) всё ещё стараются применять более «серьёзные» материалы: дерево ценных пород, натуральный камень, высококачественный текстиль. Даже если здесь и используют что-то «вторичное», пока это стараются скрыть: в респектабельной среде всё ещё не принято демонстрировать клиентам стремление к оптимизации расходов. Впрочем, постепенно и в этих сферах границы «серьезности» стираются, и всё начинает зависеть от того, в каком департаменте проходит интерьерная реновация. Если, например, айти-подразделение приезжает на работу на корпоративных фиолетовых самокатах, будет, как минимум странно оснастить их офис диванами с обивкой из дорогого итальянского текстиля. Ситуация постепенно меняется и в тех пространствах, которые «показывают» клиенту – просто потому, что сменяются сами поколения клиентов, и, например, мраморный пол для миллениалов едва ли является символом статуса и репутационной безупречности. Но главное – меняются архитекторы: на рынок выходят бюро со специалистами новой волны, которые учились или долгое время жили в Европе и США. Они, в отличие от нашей «старой школы», на «ты» с любыми материалами, и не боятся предложить для кабинета генерального директора полки, сделанные, скажем, из алюминиевых ложек и вилок.
Print Your City! The New Raw
Именно благодаря этим поколениям, наконец, перестал доминировать принцип «офис – это навсегда»: ремонты больше не делаются «с запасом» на двадцать-тридцать лет. Более того: рынок захватывают так называемые фаст-ремонты, как еду – фаст-фуд, одежду – фаст-фэшн. Главный принцип теперь – легко, быстро, недорого, а значит, пластиковые бутылки и ржавые бочки – просто must have любого продвинутого интерьера.
Больше всех по этим же причинам офисы из «вторсырья» любят транснациональные бренды с мировым именем, многие из которых делают «отходы» своей «фишкой». Во многих ресторанах вторичные отделочные материалы используются не менее активно, чем в офисах. Но особенно их любят фудхоллы, фудмоллы и фудмаркеты, которые последнее время переживают бум открытий в Москве и Петербурге. Здесь всё просто: как правило, эти форматы занимают помещения бывших фабрик, заводских цехов, трамвайных и троллейбусных депо, поэтому вся «вторичная» тема там «чувствует себя как дома»
Домик из песка
Если вы зайдёте в офис, магазин или ресторан любой страны северной Европы, то увидите там множество вещей из «отходов»: например, стулья и столы из ящиков и паллет, бумажных обрезков и смолы. Да-да, даже та самая бумага, потребление которой в России сокращается очень медленно, может прожить вторую жизнь. Например, бельгийские дизайнеры делают мебель из обрывков бумаги с эпоксидной смолой на алюминиевом каркасе. Шведские – из отходов шпона, которые раньше уничтожались тоннами на мебельных фабриках: теперь из них делаются знаменитые кресла Mold. Норвежка Эмми Хантинг, в свою очередь, сделала уникальную коллекцию мебели из сучьев, стружки и брусков самых разных пород дерева, которые обнаружила в мусорных баках деревообрабатывающих фирм. Свой проект Эмми назвала patchwork – все её стулья, столы, абажуры и кресла действительно похожи на настоящее лоскутное одеяло. С той только разницей, что в основе не текстиль, а древесина. В Нью-Йорке после одного из экспериментов родилась целая «отходовая» фирма - Made of New York - которая завоёвывает сердца американцев своими рекламными кампаниями о спасении старой мебели. Вместо того, чтобы «медленно умирать на свалке», она идёт на переработку и производство новых предметов интерьера.
Голландец Денис Слутвег с помощью высокотехничных пил и сварочного аппарата кроит мебель из ржавых металлических листов. Витрины, шкафы и кабинеты из металлолома особенно популярны в интерьерах стимпанк. Каждую вещь дизайнер создаёт по индивидуальному заказу и в единственном экземпляре.
А что у нас?
К сожалению, в России пока большинство бизнесов живут по принципу «новое всегда лучше, чем старое». Но так будет, конечно же, не всегда. Уже появляются первые ласточки «интерьерного интереса» к переработанному сырью. Например, сегодня в Екатеринбурге существует небольшой завод, который активно скупает и перерабатывает пластиковый мусор. Сначала это были лишь полиэтиленовые пакеты и пленка, но недавно собственники наладили производство цветных пластиковых панелей, столбов, уличных ограждений. За месяц предприятие перерабатывает 150 тонн мусора, из которых получается 125 тонн изделий. В Воронеже уже около пяти лет существует компания, которая производит мебель из переработанного гофрокартона. Объемы производства пока не позволяют говорить о масштабном завоевании рынка, но, как говорится, «Москва не сразу строилась». Еще 10 лет было сложно себе представить, что мы будем искать пункты утилизации электронных батареек, а не просто бросать их в мусорное ведро. Уверен, что и тема вторсырья уже в самом ближайшем будущем получит свое развитие.
Артём Пантелеев
Коммерческий директор «Гинт-М»